Главная » 2009 » Март » 6 » Мнемоническме средства запоминания
18:32
Мнемоническме средства запоминания
Мнемонические системы известны более 2500 лет. Они существовали в античной Греции, а также в Древнем Китае и Древней Индии.

Первые известные нам размышления о том, как работает память, относятся к VI в. до н.э. Поэта Симонида с острова Кеос наняли, чтобы он сочинил застольную песню в честь благородного человека по имени Скопий и исполнил ее на пиру, Симонид исполнил свое произведение, поругался со Скопием по поводу оплаты его литературного труда и затем покинул банкетный зал. Вскоре крыша зала обвалилась, убив обедающих и похоронив их под каменными обломками. К тому времени, когда тела смогли извлечь, опознать останки было практически невозможно. Симонид, однако, смог вспомнить, где сидел каждый гость, и это помогло определить, какие тела кому из убитых горем родственников надо отдать.

В 1648 г. немец Станислаус Минк фон Венусхайм раскрыл «самый многообещающий секрет» памяти, который он описал в своей книге
«Новые материалы Парнасиуса (журнал) об искусстве запоминания»).

Это одна из наиболее ранних мнемонических систем, в которой цифры заменяются буквами, а из последних затем складывают слова.

Его система была быстро подхвачена и усовершенствована. Г. В. Лейбниц, например, придумал «секрет, как числа, особенно хронологические даты и пр., могут быть помещены в память так, чтобы никогда не быть забытыми».

В 1730 г. доктор Ричард Грей опубликовал книгу «Техника памяти», которая учила, как составлять слова, представляющие числа. Цифра 1 могла быть заменена буквами а или Ь. К сожалению, слова по системе Грея получались искусственные, и сами эти слова было трудно запомнить.

Первая действительно удобная система была предложена Грегором фон Файнайглем в 1812 г. В этой системе цифры были представлены только согласными звуками. Гласные использовались для заполнения промежутков между ними, что облегчало создание слов. В его системе 1 = Т; 2 = N; 3 = М; 4 = R; 5 = L, 6 = D; 7 = С, К, G или Q; 8 = В, Н, V или W; 9 - Р или F и 0 = S, X или Z. Согласно этой системе 1776 год, например, может быть превращен в слова ТАСК GUIDE или ТАG СООD. 1812г. может быть TUB TON.

Чаще всего сегодня используется цифровой алфавит, с которым вы познакомитесь в следующих главах, — это улучшенный вариант системы фон Файнайгля, но это лишь одна из многих имеющихся мнемонических систем. Для определенных целей одни подходят лучше, чем другие. К тому же разным людям проще пользоваться разными системами. Вы должны найти самую для себя подходящую. В результате вы будете вознаграждены отличной памятью, которая справится с любыми поставленными перед ней задачами.

Кстати...

Симонид с острова Кеос (556 — 468 гг. до н.э.) — греческий лирический поэт, живший при дворах правителей в Афинах и на Сицилии. В своих стихах Симонид прославлял победы греков над персами, величал победителей на спортивных играх, писал эпиграммы, застольные песни и гимны. До наших дней дошли фрагменты одной его поэмы и некоторые эпиграммы.

Симонид использовал свой опыт для разработки системы локусов (системы размещений) для тренировки памяти. Эта система основывалась на размещении предметов в определенных местах.

Интересные факты

Древняя индийская система, называемая Катапаяди, удивительно похожа на предложенную фон Файнайглем. Используемый в санскрите алфавит не похож ни на латиницу, ни на кириллицу. Приблизительные звуковые соответствия и в Катапаяди будут такими:

1: К, Т, Р, У
2: Кh, Тh, Рh, R
3: G, Dz, В, L
4: Gh, Dzh, Вh, V
5: Ng, N, М, Sz
6: Сh, Т, Рh
7: Сhh, Тh, S
8: J, D, Н
9: Jh, Dh, Lh
0: С, N, Ksh

Все это звучит великолепно, но действительно ли это помогает? Вот мы и говорим вам, что помогает, действительно помогает.

Мнемонические приемы, которым мы вас собираемся обучить, испытаны и проверены временем. Несметное число людей за последние несколько тысячелетий внесли свой вклад в их развитие. Буквально миллионы людей использовали и совершенствовали их применение в школе, в своей профессиональной деятельности и в собственной жизни.

Можете не верить нам на слово. В этой главе описаны несколько простых систем. Вам стоит попробовать одну из них. Коли на то пошло, если хотите, можете ознакомиться с ними прямо сейчас.

Попробуйте использовать одну из них. Посмотрите, как с ней управляться. Вы приятно удивитесь. Только не забудьте вернуться на эту страницу после того, как вы закончите свой эксперимент.

На этом этапе вам не надо запоминать какую-либо из частей системы. Попробовать можно и так. Лучше всего это сделать с помощью друга, но вы можете справиться и сами, если никого нет под рукой. Вы увидите, что система работает, вы, вероятно, будете удивлены тем, как хорошо она работает.

Учтите, что это лишь одна из многих систем и приемов, с которыми мы познакомим вас. А когда вы узнаете принципы, на которые опираются эти системы, вы сможете разработать и свою собственную.

Да, вот еще что важно. Чтобы добиться успеха в использовании тех приемов, о которых мы вам расскажем, вы должны упражняться. Вы помните, как долго мы надоедали вам описанием навыковой памяти, фактологической памяти и событийной памяти. Эта техника и приемы должны попасть в навыковую память.

До этого момента книга касалась в основном общей информации о структуре мозга и о том, как информация запасается и становится доступной. Вам важно все это знать. Обучение, которое основано только на «что» и не сопровождается «как» и «почему», не то чтобы бесполезно, но имеет, скажем, ограниченную ценность.

Интересные факты

«Бесписьменные общества в значительной степени полагаются на устную традицию, бережно сохраняя важную или значимую информацию в стихотворной или песенной форме и передавая ее от отца к сыну. В таких обществах часто существует особый человек, ответственный за сохранение этой информации. Например, у жителей Руанды в Центральной Африке есть специальные группы людей, работа которых — помнить. Задача первых (Абакурабвенге) — помнить королей и королев-матерей; вторые (Абатеекерези) должны помнить все важные события в различные царствования; третьи (Абасизи) прославляют деяния и качества королей, и четвертые (Абииру) должны хранить секреты династии». - Алан Бэддли, «Ваша память: руководство»

Вы поймете, как важно и полезно разбираться в физиологических и психологических теориях памяти, ее аппаратном и программном обеспечении. Но теперь начинается «практическое занятие».

Как практика без теории имеет лишь ограниченное значение, так и теория без практики если и приносит какую-нибудь пользу, то очень маленькую. Поэтому мы советуем вам упражняться в приемах, которые вам предлагаются.

Один из принципов обучения, который был проверен с помощью лабораторных экспериментов, — это принцип «повторения в пространстве». Вы понимаете теперь, что чувственный опыт в буквальном смысле изменяет ваш мозг, создавая новые связи между нейронами. Повторение опыта усиливает связи. Воссоздание опыта в иных условиях создает новые связи с тем же элементом хранящейся в мозгу информации. Еще в 1944 г. доктор Бруно Фурст, один их великих первопроходцев нашей области, сообщил о проведенных им в университете исследованиях запоминания посредством повторения.

Они показали, что определенный объем информации может быть выучен после 68 последовательных повторений. Скучновато, но зато действенно. Предположим теперь, что повторения не следовали безостановочно одно за другим. Студенты — добровольные участники опыта — через какое-то время прерывались. Они могли прогуляться, вздремнуть, остановиться поболтать с друзьями, перекусить или выпить глоток чего-нибудь освежающего перед тем, как вернуться к учебе.

В этих случаях среднее число повторений, необходимое для того, чтобы выучить тот же самый объем информации (какая это была информация, сейчас не имеет значения), равнялось 38.

Подумайте только. Всего 38 повторений вместо 68. Рост эффективности более чем на 33 %!

Другой момент, и он очень важен.

Упражнения, которые мы собираемся вам предложить (и, коли на то пошло, вся эта книга) должны служить вам развлечением. Опыт не должен быть источником стресса. Мы категорически не разделяем тех методических установок педагогики, которые утверждают, что без страданий и боли нельзя ничего достичь. Напротив, мы твердо убеждены, что обучение и самосовершенствование может и должно быть приятным и безболезненным.

Источник: М. Курланд, Р.А. Лупоф, «Как улучшить память»




Метод цепочек
Предположим, вы хотите запомнить список из нескольких пунктов, не записывая их и не таская с собой листок бумаги. Если вы собираетесь в магазин и вам просто нужно запомнить...
Игра «Расскажи историю»
Та чудесная салонная игра, в которую мы только что играли, называется «Расскажи историю». Обратите внимание, что эта игра требует сотрудничества, а не соперничества....
Наша игра
Поскольку мы оба пишем детективные романы (в другой своей жизни), мы решили построить образец игры, используя шаблоны, часто встречающиеся в детективных романах с убийствами....
Дело с дюжиной ключей
Связывает 1 и 2: Это была роскошная женщина с рыжими волосами. Всю свою жизнь она привлекала внимание, вызывала восхищение и зависть всех, кто ее знал. Она славилась своей...
Системы слов-вешалок
Системы слов-вешалок — это такие системы, в которых вам сначала надо выучить набор слов, а затем «вешать» на них слова и фразы, которые вам надо запомнить. Эти системы...
Используйте рифму
В одной из простейших систем слов-вешалок каждое число сцеплено со словом, которое рифмуется с ним. Вот пример: номер один — это апельсин, номер два — это ботва, номер...
И, наконец, можно использовать алфавит
Еще один хороший способ придумать набор слов-вешалок — это взять те предметы, которые вам хорошо знакомы, скажем связанные с вашим хобби или работой, и составить алфавитный...
Просмотров: 1538 | Добавил: brain | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: